Дмитрий Викторович Лобусов (dmitry_v_ch_l) wrote in arktika,
Дмитрий Викторович Лобусов
dmitry_v_ch_l
arktika

Последний рейс: «Арктика» распрощалась с Арктикой


Предлагаю вашему вниманию рассказ капитана Баринова Александра Николаевича, о последнем рейсе а/л "Арктика".

Вот и заканчивается 4 июля 2008 года. Пятница. День начала последнего рейса атомного ледокола «Арктика». После затянувшейся (характерно для лета) смены экипажа именно сегодня в самом конце рабочего дня стало понятно, что рейс состоится.

   

Эти заметки - попытка напомнить историю одного из самых известных атомных ледоколов и рассказать о его последнем рейсе.


Путь навстречу

Далекий 1974 год. Рота курсантов-второкурсников шагает строем по Косой линии Васильевского острова из учебного корпуса в экипаж. Уже весна чувствуется, но снега еще много. За высоким забором Балтийского судостроительного завода виднеется красная надстройка строящегося атомного ледокола «Арктика».

1977 год, 17 августа. В устье реки Везер у берегов Германии на рейде несколько судов под разными флагами стоят на якорях и ждут своей очереди для захода в порт Бремен. Лето заканчивается. Плавательская практика тоже. Начальник рации настроил судовую сеть на волну радиостанции «Маяк». Голос диктора сообщает, что советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории человечества в активном плавании достиг географической точки Северного полюса. В ответ на эту новость второй помощник капитана, наставник будущего штурмана, с некоторой долей иронии предположил, что после окончания училища работать практиканту-пятикурснику на этом ледоколе. Не приняв это предсказание всерьез, курсант продолжал мечтать о длинных океанских рейсах куда-нибудь в Эквадор или Австралию.

Зима 1978 года. Сданы шесть госэкзаменов, защищен диплом. В «кармане» профессия инженера-судоводителя. Впереди жизнь и… распределение. Так раньше было, кто позабыл. Распределялись 165 человек. И было особняком два места на атомные ледоколы. Чего двух друзей по кубрику и по жизни дернуло застолбить эти места за собой, одному богу известно. Командир роты с недоумением глянул на них, но отговаривать не стал. Мама, узнав о решении сына, всплакнула. Только представитель Мурманского морского пароходства был единственным человеком, который искренне улыбнулся.

Май 1978 года. В Питере почти лето. В Мурманске местами еще лежит снег.

Пройден этап приема на работу, инструктажи, военкомат, прописка и т. п.Два бывших курсанта стоят перед инспектором кадров атомной группы. По их просьбе они получают направление на атомный ледокол «Сибирь»,построенный и сданный в эксплуатацию в этом же году. Почему «Сибирь»? Они оба с Урала. А для тех, кто живет западнее, это почти одно и то же. Да и на «Арктике» после похода к полюсу работают одни герои! Куда уж молодым и неопытным?.. База атомного флота на краю города, и чуть более двух километров еще. Вот они на борту «Сибири». Их проводят до каюты старшего помощника капитана. Старпом не очень приветлив. Идет подготовка к экспериментальному рейсу. Ему просто не до молодых специалистов. Об этом он заявляет сначала прибывшим, а затем и отделу кадров. Инспектор принимает решение направить их временно на рядом стоящий ледокол «Арктика», а через недельку, когда подготовка «Сибири» закончится (и настроение старпома улучшится), вернуть обратно. Неделя проходит быстро, но вернуться им было не суждено.


Ледокол

Почему-то считалось, что работа на ледоколах - для «неудачников». Что-то вроде ссылки. Не получил визу - на ледокол, проштрафился на судне в загранплавании - туда же. В сознании части человечества, связанного с морем, до сих пор бытует этот стереотип. Поэтому к новичкам присматривались и задавали соответствующие вопросы. Не был, не привлекался, не имею - приходилось отвечать. Ну и что, если ледокол работает только во льдах? Ну и что, если на нем не платят валюту? И много таких «ну и что?» в голове возникало и использовалось при случае. До сих пор они служат защитой от иноземных соблазнов.

А ледокол? Атомный ледокол - воплощение последних достижений науки и техники своего времени. Это уникальное сооружение рук человеческих. Без высокопарности не получается. Без малого тысяча помещений, километры кабелей, сотни механизмов. Двадцать три тысячи тонн «железа»! И вот парадокс - не тонут эти тонны! Два реактора способны несколько лет кряду вырабатывать необходимую энергию. Безопасность? Подтверждена посещением многих иностранных гостей. А они-то не беспристрастны. Через одного - непременно со своим дозиметром. Надежность? Тридцать три года безаварийной эксплуатации. Обслуживают энергетическую установку специалисты высочайшего класса. Люди в большинстве одержимые делом, немного - романтики.

Первые дни приходится плутать по многочисленным палубам, изучать ледокол по чертежам, знакомиться с людьми, привыкать к распорядку и сложившимся обычаям. Ледокол отличался от всех существующих не только своими необычными размерами и мощностью, но и цветом. Проектировался и строился он с белой надстройкой. Но капитан смог убедить тех, от кого это зависело, что ледокол должен быть красного цвета.

Экипаж - немногим более ста человек. Штурманский состав и палубная команда с водолазной партией, радиослужба, служба быта, атомно-механическая, электромеханическая, контрольно-измерительных приборов и автоматики, служба радиационной безопасности, медперсонал. Имеется возможность базировать вертолет. Мощность ГЭУ - главной энергетической установки - 75 тысяч лошадиных сил. Есть, конечно, суда и военные корабли с более мощными установками. Среди ледоколов пока нет. 148 метров в длину, 30 в ширину. Осадка - 11, высота ходового мостика - 21 метр.

Экипаж проживает в отдельных каютах. Имеются кают-компания, столовая, салоны отдыха, библиотека, бассейн, две бани, спортзал, медблок со стоматологической установкой и операционной. Специфика работы на ледоколе - длительные рейсы и редкие заходы. А также работа только во льдах. Летом 24 часа - день, зимой - месяцами отсутствие солнца. Минусовые температуры до 40 и ниже.

День подъема Государственного флага считается днем рождения судна. У «Арктики» это 25 апреля 1975-го. Ледокол при постройке рассчитывали на 25 лет эксплуатации.


Для чего они нужны

Ледокол предназначен для проводки судов с грузами через непроходимые для них льды. Строить и содержать суда, которые могут преодолевать льды самостоятельно, с коммерческой точки зрения невыгодно. Хотя такие были и есть, но это исключения. Это скорее или продуманная программа государства, как было в 80-е годы, или амбициозные проекты современных олигархов, не всегда экономически обоснованные. Да и эти суда без ледоколов ограничены в районах плавания.

dmitry_v_ch_l   - К большому сoжалению - вся статья не помещается в LJ. Прочитать её полностью можно по адресу:

http://www.mvestnik.ru/print.asp?pid=200812032530


P.S. А песню "Домой!" можно скачать и послушать ЗДЕСЬ.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments